Источник: Вечерняя газета Чанша, 2010-4-15
На западе провинции Хунань имеется национальный округ народностей Туцзя и Мяо, Сянси. В 20 км к северу от окружного города имеется деревня Хуанцзинь (уезд Баоцзин, посёлок Хулу). В ней живёт 71-летний крестьянин Ши Минфа. День за днём он ходил мимо старого чайного дерева, растущего напротив ворот его дома. Его ствол был столь шершавый, что, в конечном счёте, никто не знал, сколько же лет ему стукнуло. И только когда туда прибыла группа специалистов, удалось установить, что, оказывается, это деревце имеет возраст 402 года! Недавно к лагерю «первооткрывателей» в урочище Хуанцзинь (кстати, название переводится дословно как «золото» - прим.перев.) присоединились корреспонденты издания, обнаружившие, что близлежащие чайные сады также являются древними. За эти сады было подано ходатайство о включение их во всекитайский список важных охраняемых объектов-памятников материальной культуры. В конце концов эти «живые памятники» стали первым объектом такого рода в провинции Хунань.
Королевское чайное дерево за год даёт полкило чая
В «Чайном каноне» великого Лу Юя говорится, что лучшие чайные деревья растут на раздробленных камнях (крупнопесчаные и каменистые почвы). Чайное дерево у дома Ши Минфа как раз именно такое. Сам крестьянин Ши – потомственный чаевод, его дом представляет из себя традиционную деревянную постройку народности Мяо в районе Сянси. Перед домом имеется ровный помост из камней, и дерево и в самом деле растёт, опираясь на камни этой площадки.
Высотой королевское дерево значительно превышает человеческий рост, на его верхушке имеются зелёные листочки, растущие внахлёст как луговая трава, ниже дерево сухое без единого листочка. А на грубом главном стволе повязана красная ленточка, демонстрирующая, что перед вами не абы какое дерево, а реальный повелитель. Участники экспедиции измерили параметры памятника. Диаметр дерева у основании 120 см, диаметр главного ствола – 95 см, высота – 450 см, размах кроны 550 см. Как посчитали специалисты из хунаньского института лесного хозяйства возраст хуанцзиньского дерева-повелителя составляет 402 года, то есть оно начало свою жизнь в династию Мин, при последнем императоре Чунчжене.
Ши Минфа сейчас весь в хлопотах сбора – каждый год он собирает листья с 400-летнего дерева, остальными делами занимается его сын Ши Гуанфу. Как он поясняет, сейчас с этого дерева собирают чай всего лишь один раз в год, в основном это время выпадает на праздник Цинмин, а урожай составляет около полкило, цена за которые достигает 1680 юаней.
Прямо под древним деревом начальник лаборатории чайных исследований, г-н Пэн Цзигуан заваривает чай, собранный с этого дерева в этом году. В зелени чайного настоя проступает желтизна, чистый аромат радует нос очень долго. Пэн Цзигуан возбуждённо говорит: «Взял чашку с хуанцзиньского дерева, и кажется, будто весну держишь в руках».
В старых чайных садах имеется более 2000 древних деревьев
История чаеводства в урочище Хуанцзинь имеет весьма долгий век. Как поясняет Пэн, в тексте «Мин Шицзун Цзяцзин Шилу» («Достоверные записи о деяниях в годы правления минского императора Шицзуна под девизом Цзяцзин»,《明世宗嘉靖实录》) записано, что в 18-й год правления под девизом Цзяцзин (Чудесное умиротворение, 1545-й), в четвёртую луну чай со столетнего дерева из Хуанцзиня вылечил Лу Цзисуо, императорского наместника по Хунани, Гуандуну и Гуйчжоу вместе с большой армией, и после этого хуанцзиньский чай был включён в список императорских чаёв. На рынке за цзинь (полкило) этого чая платили лян золота (50 грамм) – это была ужасно дорогая цена для тех времён. Население Золотого урочища до сих пор сохраняет обычаи, связанные с местным чаем, такие, как например Данмэнча (Чай у закрытых дверей), Дачагу (стучать в чайные барабаны, на снимке) и совершение жертвоприношений духам чайных деревьев.
При всестороннем и углублённом изучении вопроса выяснилось, что чайные сады в Золотом урочище постоянно менялись на протяжении нескольких сотен лет. До нашего времени сохранились семь садов: Лунцзинъао (龙颈坳), Гэчжэмай (格者麦), Дэжангун (德让拱), Кулу (库鲁), Ханнау (夯纳乌), Туаньтянь (团田), Лэнчжайхэ (冷寨河), а также два урочища с древними посадками. Во всех этих угодьях насчитывается 2057 деревьев с диаметром ствола более 30 см. Среди них в династию Мин было посажено 718 деревьев, в династию Цин – 1339. Площадь этих чайных садов составляет 14,86 гектаров. А Повелитель Золотых чайных деревьев, растущий перед домом семьи Ши, является на данный момент лучше всего сохранившимся и при этом самым старым деревом в Золотом урочище, оно относится к территории сада Дэжангун.
Крестьяне говорят, что фактически на территории их деревни были чайные деревья и постарше Повелителя, только в 80-х годах прошлого века они все погибли.
Провинция Хунань впервые ходатайствует о госзащите «живого памятника».
Заместитель председателя хунаньской комиссии по поиску культурных артефактов, г-н У Шуньдун поясняет, что по древним чайных садам в Хуанцзинь провинция составила ходатайство о включении их во всекитайский список важных объектов материальной культуры, подлежащих государственной защите.
У Шуньдун считает, что древние чайные сады в Золотом урочище являются впечатляющим памятником культуры. В качестве живого свидетельства и живого архива с родины хуанцзиньского чая, они принадлежат к драгоценностям наследия китайской чайной культуры и являются ценной базой для чаеведческих исследований. С их помощью можно изучать происхождение, эволюцию и генетическое многообразие чайного дерева, исследовать ресурсы для разведения чая и историю развития чайной культуры. Там хватает прекрасного материала для агроархеологии, этнографии, местной социологии и других направлений, имеющих важное значение и практический смысл. Защита древних чайных садов в Хуанцзиньчжай позволяет существовать древней флоре, а также переводит имеющую определённое экономическое значение агрокультуру в разряд памятников материальной культуры, подлежащих защите. Это углубляет и расширяет идею новых форм защиты материального культурного наследия. В провинции Хунань подобных объектов пока ещё не было.